3 мая 2007г. Москва

Театральный центр "НА СТРАСТНОМ"

"МЕСТО - ЗДЕСЬ, А ВРЕМЯ - СЕЙЧАС..."

Прошло два дня после концерта в СТД 3.05.2007 «Трилогия», а впечатление такое, что он все еще продолжается. Благо у меня на руках есть запись, сделанная из зала, которую можно слушать несчетное число раз, чем, я собственно и занимаюсь, отложив важнейшие и важные дела в «долгий ящик». А по сему, находясь в пространстве этого концерта, выскажу, вслед за Татьяной Алексеевой, несколько слов.

И начать мне хочется с того, о ком на концерте, к сожалению вслух произнесено слов не было, хотя в воздухе витало: «Какой сегодня замечательный звук!». Мне кажется, что впору на афишах указывать имя звукорежиссера предстоящих концертов, потому что именно Валерий Мустафин, специально приехавший на этот вечер из Казани, по полному праву может считаться соавтором этого замечательного выступления.

На мой взгляд, естественность, органичность течения всего концерта, даже его «импровизационность» связаны, как это ни покажется странным, с глубокой продуманностью всей концепции, с присутствием опорных точек, которые своими связями составили прочный стержень этого выступления. Тема «национальных истоков», безусловно, присутствовавшая на концерте, достойная воплощения и развития, все-таки именно своей внешней очевидностью в некоторой степени помешала мне разглядеть в зале то, что пришло только после «домашнего» прослушивания.

Вот те песни (исполненные вместе), все из второго отделения, которые выявили для меня глубинный, общечеловеческий пласт-основу концерта.

«О, Матерь Божья» (С.Есенин, Э.Галеева ) – «Ярмарка в Скарборо» (английская народная песня, русский текст А.Гомазкова) – «Место - здесь, а время – сейчас…» (Г.Данской, аранжировка Ю.Зиганшиной) - «Я скажу тебе с последней прямотой» (О.Мандельштамм, Е.Фролова) – «Зорька алая» (В.Гин, А.Морозов).

Сравнивая «Матерь Божья» с диска Э.Галеевой «Предчувствие» с песней, исполненной 3 мая в СТД, я понимаю, что появилось в ней нового: в виде «монолога» - это нежная колыбельная. А в «Трилогии», оставаясь в сольной части колыбельной, к финалу песня превращается в настоящий гимн свету – так прекрасный хор (даже не верится, что голосов всего трое) расширяет музыкальное пространство до есенинского стихотворного «земного рая».

В «Ярмарке в Скарборо» эпоха и место появляются конкретно и зримо. При минимуме музыкальных, а точнее, инструментальных средств – все повествование ведется басовой партией гитары – за три минуты разворачивается настоящее историческое действие, на это раз за счет сложности, даже изощренности вокальных планов.

И вот, сразу после этой песни, - еще один переход, еще глубже в века – та же лаконичность музыкального, а теперь и вокального аккомпанемента, «здесь и сейчас» должно быть тихо и прозрачно – главное, донести слово до слушателя.

По сути, для меня именно песня Г.Данского – концептуальный центр того, что происходило 3 мая. Не знаю, кому из троих пришла в голову счастливая идея «пропевания» этого стихотворения, но музыкальное решение, принадлежащее Юлии Зиганшиной, на мой взгляд, просто безупречно. Это тот случай, когда нужно просто слушать, и каждый раз иметь возможность находить в услышанном все новый и новый смысл.

В продолжение этой мысли – новое прочтение «раннего варианта» «Шерри-бренди», хорошо известного нам по альбому Е.Фроловой «И ангел и лев» (1992). В том далеком первом варианте звучит мелодия-утешение, нежная и тихая, совсем юная. Второй вариант, появившийся позже, в 1998, – и сейчас в основном исполняемый, –трагическая неизбежность происходящего. И вот последний – третий вариант – исполненный во втором отделении – как можно определить его? В нем есть и утешение, и трагизм, но больше всего – чувствуется одно, главное: не смотря ни на что, человек - не одинок. Именно в этом совместном «Ангел, мой!» и пребывает наша надежда.

Завершение концерта «Зорькой алой» может показаться странным, но только на первый взгляд. Да, мы много раз слышали эту песню, но совсем в другой обстановке, а здесь она прозвучала настолько безыскусно, естественно, что у кого-то в зале вырвалось по ее окончании: «это просто чудо какое-то». Вдруг у песни оказались такие светлые, чистые слова, разве мы не знали этого? Удивительно, но не знали. Не случайно, что кто-то в Интернете приписал авторство стихотворения Н.Рубцову – знаменательная ошибка.

Вот именно эти превращения – старого в новое, известного – в неизвестное – перечислять все было бы слишком долго, - и сделали концерт 3 мая удивительным открытием, которому мы, пришедшие в СТД, были счастливыми свидетелями.


Наталия КИРИЛЛОВА