Мне всегда казалось, что нечто целое, разделившись на поэзию, мелодию и танец – все время ищет своего единства, и пытается – каждый в своем жанре – восполнить недостающее…
Наверное, поэтому один поэт, читая свои стихи вслух, называет это танцами, а другой, распевая их в нехитрой мелодии под гитару – песнями.
Поэзия – суть музыки, и, выходя из нее, как из устья, пройдя огромный путь по земле, извиваясь горными речушками, надуваясь огромными реками, разливаясь океанами, - все равно возвращается к устью – тем же ручейком, напевая ту же мелодию, приплясывая в том же ритме, из которого появлялись слова, рождая образы.
И нынешнее свое выступление мне хотелось бы посвятить поэтам, которых, по условному определению Андрея Белого, можно было бы причислить к направлению «мелодизма». Это и Александр Блок, чья поэзия пропитана ядовитым и целебным настоем русского и цыганского романса, и Михаил Кузмин, писавший как сложную академическую музыку, в духе Шенберга, так и простенькие песенки, популярные во всех литературных салонах того времени, и Сергей Есенин – весь насквозь русский и песенный, напевавший многие стихи свои под тальянку, и Марина Цветаева; - достаточно прикоснуться взглядом к ее поэмам – и нет сомнения, что это новая жизнь русского |
|
песенного сказительного эпоса, ведь ключ любого народного эпоса заключен именно в мелодии, той древней, сохраняющей в себе суть интонации целого этноса…
Впрочем, сам Андрей Белый говорил о поэзии, имея в виду музыку и даже песню:
«Мы развили образ стиха звук, рифму, строчку, строфу в ущерб мелодии, подчиняющей эти отдельности стиха себе; и мелодия захирела в наших богатых звуками и образами стихах; и лишь в вычурах частностей стиха (в перенасыщении аллитерациями, метафорами) забывается песенное право поэта: не бояться не только сложности слов, но что главное: простоты. Просто слово из стиха изгнано; нет простых песенок; измеривается процентное отношение слов к метафорам (чем больше метафор, тем лучше); а между тем вовсе не в метафоре и не в эвфонии сила целого, а в песенном ладе, в мелодии песни…
Я вовсе не хочу спорить с акмеистами, футуристами, имажинистами о классической форме, звуке и образе, я хочу лишь выдвинуть здесь основные тезисы мелодизма:
1. Лирическое стихотворение – песня.
2. Поэт носит в себе мелодии: он – композитор.
3. В чистой лирике мелодия важнее образа.
4. Неумеренное употребление посредственных элементов стиха (образа и звуковой гармонии) на счет мелодии самые богатства этих элементов превращает в верное средство – убить стих.
5. Довольно метафорической перенасыщенности: поменьше имажинизма; и побольше песни, побольше простых слов (меньше труб) – гениальные композиторы гениальные не инструментовками, а мелодиями: оркестровка Бетховена проще оркестровки Штрауса.
Впереди русский стих ожидает богатство неисчерпаемых мелодийных миров.
И да здравствует – «мелодизм»!
И да здравствует - песня».
Елена Фролова, 2008 год.
|