Суббота, 2017-09-23, 8:42 AM
Елена Фролова                                  
Начало Каталог статейРегистрацияВход
 
Меню сайта
Категории каталога
Пресс-релизы концертов [3]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Каталог статей


Пресс-релиз концерта 5 июня 2009 г.
 
  К концерту 5 июня 2009 г. (Москва, ЦДХ)
«Бегущая девочка - русская Психея»
  Древняя Эллада и русская поэзия
 
 
    Вся русская поэзия начала ХХ века просто пронизана духом Древней Эллады. Увлечение древнегреческой мифологией и философией, подпитываемые новыми открытиями археологов, находивших то тут, то там, чудом сохранившиеся, написанные тысячелетия назад, манускрипты с фрагментами стихов древних поэтов, - создали  совершенно новое пространство мистической поэтической реальности в среде творческой интеллигенции.
     Помимо пиршественных вечеров, устраиваемых по типу древнегреских симпозиумов с философскими беседами, театральных дионисийских представлений  с танцами и чтением стихов, - в этой среде появилось нечто вроде «ролевых игр»: каждому участнику подбирали соответствующий образ и имя одного из героев древнегреческой истории или мифологии. Таким образом, создавалось что-то типа параллельной реальности, которая определяла поведение и поступки новоявленных Ганимедов, Гераклов, Афродит и Афин, -  и в их реальной, под настоящим именем, жизни.
       Но главное, что в этой среде, пропитанной сказочным духом давно исчезнувшего мира, - появлялись новые поэтические шедевры, обращенные к тем, только что явленным археологами из тьмы веков из-под спуда камней и земли, которая их до поры до времени охраняла их от порчи и постороннего, равнодушного глаза.   
     Наверное, самым ярким действующим лицом этих симпозиумов после, собственно, идейного вождя Вячеслава Иванова,  был Михаил Кузмин.
     Это и не мудрено. Ведь каждому, кто видел Кузмина, становилось ясно, что этот человек не из нынешного времени и не из этого мира. А что пришел он откуда-то из глубины веков, из солнечной Александрии времен Птоломеев. Что он «родился сыном эллина и египтянки, и только в ХУ111 веке влилась в его жилы французская кровь, а в 1895 году – русская. Все это забылось в цепи перевоплощений, но осталась память подсознательной жизни».
     Фигура Кузмина совершенно особая и в обществе того времени, и в русской поэзии – вообще. 
    В литературную жизнь он вошел сравнительно поздно, уже сформировавшимся музыкантом (он учился в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова), написавшим, к тому времени, не мало сочинений в разных жанрах, в том числе и несколько вокальных циклов на собственные стихи, - один из которых «Александрийские песни», - собственно, и открыл ему дорогу, как поэту. Этот цикл был опубликован в крупнейшем символистском журнале «Весы», - и принес ему первый безусловный успех. Кузмин сразу же оказался равным среди равных. 
     Но, конечно, не один Михаил Кузмин обращался в поэзии своей к образам Древней Эллады. Жгущие образы Федры и Ариадны в поэзии Марины Цветаевой - так же ошеломляют, как и кузминские александрийские. 
   Да и в самой музыке поэзии Осипа Мандельштама можно отыскать звук той далекой прекрасной хоровой песни, из которой и рождались строки древних поэтов, - ведь вся древняя поэзия Эллады – была песенной и предназначалась для пения. 
    Но удивительно, что войдя в русское пространство древнегреческая Психея не заняла место Души, - а так и осталась бегущей, хрупкой, девочкой русской поэзии, так же, как Душа – вечной страдалицей.
    Не влились эти образы одни в другой, - а взявшись за руки, вошли в будущее прошлое.
   Не известно, что именно найдут археологи будущих тысячелетий, наткрувшись на культурные слои нашей эпохи, - но тот звук древней песни, донесший до нас свет удивительно мира и прекрасной эпохи, - жив и сегодня.

 

                                                                                                            Елена Фролова, май 2009 года

   
 
Категория: Пресс-релизы концертов | (2009-05-11)
Просмотров: 4452

Сделать бесплатный сайт с uCoz