Поворот

(Попытка осмысления концепции диска Е.Фроловой «Хвалынь-Колывань»)

Название диска символично. Хвалынь-колывань – образ России, существовавший в сознании М.И.Цветаевой. Все стихи, выбранные ЕФ для песен к этому диску – с фольклорным мотивом. И мелодии ЕФ - тоже будто бы выросли из народных. Такое ощущение, что наконец-то встретились два направления «народности» - цветаевских строк и музыки Е.Фроловой. Она даже подводит нас к прямым заимствованиям из русских народных песен (- А сугробы подаются). Этот опыт прочтения Е.Фроловой стихов МЦ через призму русского мелодического строя оказался необыкновенно плодотворным. Возник некий резонанс. Сложные конструкции стихов МЦ действительно прочитываются, по образному выражению Е.Камбуровой, «уж не умом, а сердцем». Именно в луче этого резонанса вдруг проявилось явное сродство двух авторов – стихов и музыки.

Но дело не только в этом.

Стихи МЦ, вошедшие в альбом, в основном (15 из 20) относятся к периоду 1921-23 годов, при этом «болевая» точка попадает на февраль-март 1922 года. Это время расставания МЦ с родиной, с целым пластом, периодом жизни. Жизни страны и своей собственной. Не случайно диск представлен в виде каменного круга, внутрь которого уходит спираль с тайными знаками из другого (скифского?), потерянного уже мира, -знаками Судьбы. Диск начинает вращение, голос Елены рассказывает историю жизни (своей? Марининой?), и постепенно становятся понятными строчки с обложки – слова МЦ: «У каждого своё повторяющееся событие в жизни. Это и есть «судьба»…»

Марина – Провидица - осознавала, что, уезжая из страшной Москвы времени гражданской войны, покидая родные могилы (родители, Ирина…), живых людей (Ася…), с чьими судьбами «слишком спутаны концы ремней», она оставляет пространство и дУши, к которым уже никогда не сможет возвратиться. Это время поворота Колеса Судьбы. Страна - Хвалынь-колывань – страна ее детства (отсюда - колыбельные мотивы, тема родного дома - чтение мамы), страна ее отбушевавшей юности ( - Скифские, - Следок твой непытан), страна ее молодости, когда она оказалась свидетелем слома эпох, времени «раззора, раздора, разводства» ( - Масляница – явная перекличка с «12» Блока) и когда переломилась ее судьба ( - Разлетелось в серебряные дребезги) и судьбы поэтов ( - Кем полосынька твоя). С этой страной связаны и горькие ( - Горечь!; – Лютая юдоль) и светлые ( - В день Благовещенья) моменты личной жизни МЦ.

И всё это рушилось и обрушилось на ее глазах.

И покрылось сугробами – еще один символ России. «Сугробы» - цикл МЦ из 11 стихотворений (1922 год), посвящен Илье Эренбургу. 5 стихов из него Елена использовала для создания этого диска (- Не здесь, где связано; - Масляница; - Наворковала, наворожила; - А сугробы подаются; - Ранне-утреня). И.Эренбург – важный человек для Марины тех дней, не случайно именно он принес известие – благую весть (опять - В день Благовещения – явный, Фроловой, отсыл к роли Эренбурга), что Сергей жив. С.Эфрон – муж, основная фигура Судьбы Марины. Она свое Колесо ворочала в направлении - к нему. Отыскать Сережу Марина просила Эренбурга, этого «простор-человека», она его «наворковала, наворожила» - нашла - и отправила посланцем в Европу («слева-направо» - перекрестив – «в путь проводила»). В благодарность ему Марина оставляет этот цикл. Пишет: «Здесь нету дарственной тебе – моей», а сама – какой дар! – целый цикл. (Из письма к ИЭ: «Стихи к Вам надо мной как сонм. Хочется иногда поднять обе руки и распростать дорогу лбу» - через этот сонм). В этих непростых стихах ощущаются и душевные связи двух людей, и биение времени, и Маринина битва за жизнь в голодной Москве, где «только проводы», не до «свиданьица». Весь цикл – под знаком расставания с предыдущей жизнью. СметенО – и заметенО. Всё – под сугробами, белизна, пустота – чистая страница – дорога в Европу. И рядом размышления: что оставляю? В письмах к Эренбургу - следы: переписывает ему стихи «На што мне облака и степи» (! – есть на диске) – каторжная Россия (вдумайтесь: «Заворожил от света Божья меня верховный рудокоп» - 1921 ! - а ведь ГУЛАГ только зарождался).

МЦ уезжала уже зрелым человеком – впереди ещё рождение сына и вершины творчества, но уже не Май, а Август жизни (- Золото моих волос; - Солнце Вечера; - Август – астры). Она покидала Россию с дочерью, трудно добывая документы, без денег – всё это отражено в письмах того времени - и вдруг среди перечисления предотъездных забот пишет Эренбургу такие слова: «Вы должны понять меня правильно: не голода, не холода я боюсь, - а зависимости. Чует моё сердце, что там на Западе люди жестче. Примут за нищую и погонят обратно. – Тогда я удавлюсь.» Вместо тире надо бы поставить дорогу в советскую Россию (не в Хвалынь-колывань). Эти строки воспринимаются как предсказание своей Судьбы. Она всё знала наперёд. Человек её Судьбы – С.Эфрон – так и привёл её к началу (концу?) спирали - каменного круга Судьбы. Сугробы подались. Она вернулась. А «раз сугробы подаются – пора расставаться!» Она и рассталась – с жизнью. Потому что под сугробами оказалось – неприемлемое. «Не снисхожу!» - Марина и здесь осталась самой собой.

«Какое это яблоко по счету, своевольное?» («Была б жива Цветаева», Л.Губанов). «Полновесным, благосклонным яблоком своим имперским, как дитя, играешь, август» (-Август-астры – предпоследняя вещь на диске) – это ответ Губанову: «Яблоко - имперское», а такие «яблоки» не поддаются счету. Стоял август 1941 года, последний день…

Но – на всё (повороты судеб людей, стран, вращения звёзд, спиральные завихрения Галактик) – воля Божья. И потому диск завершается Мариниными стихами – «Всё великолепье труб – лишь только лепет трав – перед Тобой…», сложенными как гимн Творцу, ведь это от Него - и трубы, и бури. И крылья – избранным - тоже Он дает. Марина это точно знала. («Но круговая – сверху – порука крыл» - тоже из «Сугробов», 10 стих.). И Он разрешил ей уйти (улететь). Ведь «Господи! Душа сбылась: умысел твой самый тайный» (как пронзительно звучит мелодия из песни ЕФ «Моя заботушка, Марина» на стихи поминальные В.Блаженного в качестве вступления к песне «Золото моих волос»!). «Я на красной Руси зажилась – вознеси!»…

История расставания в прочтении ЕФ закончилась. Круг Судьбы завершил Поворот.

Конечно, мы знакомы с другими альбомами ЕФ на стихи МЦ. Это тоже прекрасные пропевания стихотворений, положенных на авторскую музыку. Они представляют собой отдельные самостоятельные произведения. Но еще не было столь органичного сплетения стихов и музыки в цельную картину, полотно Судьбы. Двадцать песен представляют собой единое целое. Каждая песня встроена в контекст общей истории.

И потому, как это ни странно, но новый цветаевский диск ЕФ даже для тех, кто внимательно следит за ее творчеством, кажется действительно новым. И дело не в том, что в него вошли никогда не исполнявшиеся на концертах произведения. Даже то, что хорошо известно, преобразилось, может быть, даже потеряв часть своей собственной силы и красоты, но за счёт этого появились глубокие внутренние связи между композициями. Особенно выразительно это превращение с «Кем полосынька твоя». Как и в первых (концертных) исполнениях, это – плач, но раньше мы слышали рыдания, а сейчас голос почти весь «выплакан», и этот «не-крик» становится еще страшнее, когда услышишь вслед за ним разухабистую «Масляницу». При всей любви к песням ЕФ, всегда, до выхода этого диска, создавалось ощущение, что появление очередного альбома – это почти дневниковая запись: для себя, для нас, - чтобы не забыть, успеть донести ощущение, связанное с рождением песни, с погруженностью в мир поэта, открывшегося в этот момент жизни

Неправда, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды - нельзя войти, оставаясь одним и тем же человеком. Но если река в тебе, (а ЕФ много раз повторяла, что МИ ее Вергилий и в жизни, и в поэзии) – то совместное со-бытиЕ (в цветаевском смысле этого слова) с «рекой» – порождает интуитивное, а значит, глубинное, внутреннее прочтение, свидетелями которого мы и стали.

1 октября 2007 г


Т.Силёва Т.,Н.Кириллова