История этого альбома довольно случайная, и поэтому — почти чудесная.
Говорю «почти», потому что за чудесами стоят люди, которые записывали, озвучивали и
оформляли этот диск. Все началось, как бывало в моей судьбе не раз, со стихов Марины
Цветаевой. В какой-то момент появилась необходимость собрать все мои песни на ее
стихи в один концерт. Но как соединить эти, появившиеся в разное время, по различным
поводам, несхожие по настрое- нию песни в единое целое я тогда (1995 год) не могла себе
представить. К этому времени у меня уже были сольные концерты, но они состояли из
песен на стихи разных поэтов и сопровождались, как правило, моими небольшими
рассказами о каждом из них. А тут - один поэт, да еще Цветаева, о которой уже говорено-
переговорено столько, что самым оригинальным было бы - просто петь. Тогда мне на
помощь пришла Татьяна Алешина, автор замечательных песен и прекрасный театральный
композитор. Надо сказать, что ее опыт работы в театре очень пригодился: она составила
некую единую композицию, которая помогла мне отойти от обычного концертного формата
и почувствовать все стихи Цветаевой единым могучим океаном, без конца и края,
над которым парила хрупкая птица – голос. Мне кажется, именно такая попытка: пропеть
все песни нон-стопом, на едином дыхании, и создала то особое состояние, которое помогло
мне по-новому ощутить переплетения звука и слова, голоса и мысли - в себе самой.
К счастью, нам удалось сделать неплохую запись этого концерта. И уже через два года
после этого концерта (в 1997 году) появилась идея: создать еще одно музыкальное
пространство вокруг этих песен. Я очень благодарна замечательным музыкантам Надежде
Кузминой (альт), Николаю Ларину (клавиши, бас) и Евгению Слабикову, которому
собственно, и принадлежала идея создания новых аранжировок.
И еще одно:
Может быть, покажется странным, что в эту композицию, целиком состоящую из песен на
стихи Марины Цветаевой, попал романс на стихи Марии Петровых - «Не взыщи». На самом
деле, все очень просто: меня попросили ее спеть «на бис» тогда, на том концерте в 1995
году. Так же «на бис» - бонус-треком, она звучит и в диске. На самом деле, мне кажется,
что появление этого романса не случайно. Ведь ощущение Серебряного Века, во всяком
случае, в нашем сознании, очень тесно связано с атмо сферой салонного, городского
романса. Тут можно вспомнить и Блока с его страстью к цыганским песням, и Михаила
Кузмина с его «песенками», которые он писал и исполнял на салонных вечерах, аккомпани-
руя себе на рояле. А цветаевские стихи? «Горечь! Горечь!» - чем не жестокий романс?
В каком-то смысле, именно романс стал сегодня тем невидимым мостиком, который
объединяет нас тех, их дореволюционной России, и нас – нынешних. Ведь сегодня этот
жанр не просто живет и здравствует, но и развивается, создавая новые явления и даже
новые жанры, например, жанр авторской песни. Елена Фролова (Москва, 2007 год)