2 октября 2007г. Москва

Театральный центр СТД "НА СТРАСТНОМ"

ПОРА УРОЖАЯ

Концерт Елены Фроловой 2-го октября в СТД «На Страстном» мне кажется рубежным. Уж слишком много всего в эти дни сошлось: и дни рождения – цветаевский и самой Елены, и выход целых трех новых дисков у Лены, и открытие сезона… От такого изобилия веяло и осенним плодородием, и осенней же праздничной пестротой. И, пожалуй, основной поток ассоциаций, вызванных этим концертом, весь был связан с природой и стихиями

С самого начала, когда в зал потекли песни на стихи Цветаевой, голос Лены оживил для меня самые глубокие впечатления, связанные с природой. Он звучал наредкость просто и естественно, и одновременно откликался немыслимым количеством оттенков и переливов. Это ощущение потока, струения, мерцания напоминало и о журчании ручья, и о тихом плеске реки посреди ночи, и о едва различимом трепетании звезд. А стройная фигурка со стриженой головой, стоявшая на сцене, больше всего была похожа на мальчика-пловца, легко играющего с потоками волн. Пожалуй, такое ощущение предельной естественности – главное подтверждение наступившего мастерства и зрелости.

Стихийная сила цветаевских стихов оказалась растворена во всей природе, в самом воздухе. Словно когда-то она была оттуда вычерпана и предельно сконцентрирована в стихотворных ритмах, а теперь возвращается обратно и растекается по миру. Песни прозвучали и знакомые, и неожиданные: «Ранне-утреня, Поздне-вечерня» и «А сугробы подаются,Скоро расставаться» (из цикла «Сугробы»), «Все великолепье» (из цикла «Ученик»), «От стрел и от чар, От гнезд и от нор» и «Колыбельная» (из цикла «Скифские»), «Всюду бегут дороги», «Август - астры, Август – звезды».

После «Августа» к сцене поплыл большой букет белых астр - в рифму к самой песне. Цветы были неотъемлемой частью концерта. Зрители со своей стороны участвовали в празднике потоком цветов, которые, не переставая, дарили Лене. Одним из запомнившихся моментов был эпизод, когда, увидев возле сцены большой яркий букет, Лена потянулась к нему, но почувствовала, что не может подойти. На ней была гитара, а в гитару включен электрошнур, который ограничил движение, очертил круг, на который певцу дозволено отойти от микрофона. Пришлось дарителю просто положить букет на сцену… А Лена осталась, как пушкинский Арион, прикована к своей песенной лодке.

Следующим собеседником, приглашенным на этот осенний праздник, оказался Леонид Губанов. Лена предварила его песни размышлением о том, что именно Губанова она считает прямым наследником Цветаевой в ХХ веке. Были исполнены песни: «Я вбит как гвоздь в корабль страсти», «Твои груди как две капли», «Пора сушу бросать, пора душу бросать», «Была б жива Цветаева», «Мы себя похоронили».

Вспоминая, что осень – время урожая, нельзя не отметить, что Лена порадовала слушателей новыми песнями. Я бы даже добавила «как всегда, как обычно», потому что она всегда возвращается из летнего затишья с урожайным ворохом нового – новых песен, новых замыслов, новых эмоций. Из нового я бы особенно выделила губановскую песню «Твои груди как две капли», красотой и возвышенным эротизмом напоминающую о библейской Песне Песней.

Концерт все очевиднее выглядел как прямой диалог, но сохранял свою исконную связь с природными ритмами, заданную цветаевской поэзией. После Губанова пошел новый виток обращения к Цветаевой – как возвратное движение волны, уходящей обратно в море: «Охватила голову и стою» (из цикла «Ахматовой»), «Мальчиком, бегущим резво я предстала вам», «Писала я на аспидной доске» (посвящение С.Эфрону).

Следующим приглашенным гостем стал Михаил Кузмин. Лена спела на его стихи красивейшие баллады: «Истекай, сердце, истекай», «Весною листья меняет тополь», «В ранний утра час покидая землю»

А в ответ тут же раздалось посвящение М.Кузмину от Марины Цветаевой: «Завораживающая! Крест На крест складывающая руки!»

И, может быть, в чем-то неожиданно, а по ощущениям – точно и закономерно, после Кузмина зазвучали ахматовские гармонии, тонко вплетаясь в узор, создаваемый Леной: «Как сияло там и пело нашей встречи чудо» (из цикла «Шиповник цветет»), «Так отлетают темные души» (из кн. «Нечет»), «Заснуть огорченной, проснуться влюбленной» (из цикла «Луна в зените», из «Ташкентских тетрадей»).

А уж после Ахматовой, стихи Софии Парнок, вылились с естественностью вздоха. Из цикла, созданного Фроловой по поэзии Парнок, были исполнены «Газеллы» и «Ты вошла как входили тысячи».

Даром именинника, от полноты и радости сердца, заключительной волной в зал хлынули песни, сочиненные Еленой на ее собственные стихи: «Золотая бродяжка любовь», «Голова кружится», «Когда бы не время, когда бы не сила», «Апостол День», «За взглядом – вздох», «Солнце мое – Бетания». А на бис, которого горячо добивались зрители, прозвучала «Дороженька» а капелла.

Финал концерта просто утонул в изобилии цветов и подарков, которые со всех концов зала потекли к сцене. Этот поток поздравлений тоже напомнил о поре урожая – о таком этапе в творчестве каждого значительного художника, когда можно с уверенностью сказать: да, он завоевал СВОЕГО зрителя. И теперь может твердо и несомненно рассчитывать на его любовь и поддержку.

Несмотря на имя Цветаевой на афише, все-таки невозможно сказать, что этот первый октябрьский - к тому же праздничный - концерт строился вокруг какого-то одного поэтического мира или образа. Концерт случился именно вокруг ЛЮБВИ – Лены к тем поэтам, чьи стихи она пела, и воодушевленных зрителей - к самой Лене. Эта взаимная искрящаяся любовь и была главной героиней праздника…


Татьяна АЛЕКСЕЕВА (источник - http://tania-al.livejournal.com/80387.html)